«(история первого в России астрономического ежегодника) Астрономический календарь - явление уникальное. Вряд ли среди российских астрономических изданий есть еще одно такое, выпуск которого ...»

С. М. Пономарев

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

(история первого в России астрономического ежегодника)

Астрономический календарь - явление уникальное. Вряд ли среди российских

астрономических изданий есть еще одно такое, выпуск которого осуществлялся бы практически непрерывно более 120 лет! Причем примерно 30 лет он оставался единственным

Российским астрономическим ежегодником (отдельные нерегулярные издания не в счет) .

Разумеется, за столь долгий период существования у АК неоднократно менялись авторский коллектив и редакционная коллегия. Однако основная идея, определяющая содержание АК, заложенная его первым редактором С.В. Щербаковым, сохранилась до настоящего времени .

С.В. Щербаков

Следует отметить, что астрономические календари (или более точное название:

астрономические ежегодники), содержащие эфемериды Солнца, Луны, планет, а также сведения об астрономических явлениях на год или несколько лет вперед, всегда были необходимы не только в астрономии, но и в навигации, картографии и т.д. Поэтому создание астрономических ежегодников было всегда одной из основных задач теоретической астрономии. Имена Птолемея, Улугбека, Региомонтана, Коперника и Кеплера были известны не только по их теоретическим исследованиям, но и благодаря новым эфемеридам, которые создавались либо с их непосредственным участием, либо на основе предложенных ими теорий. В зависимости от того, для каких целей создается ежегодник, его содержание и точность данных могут быть различными. Как правило, встречаются астрономические, морские и авиационные ежегодники. Есть ежегодники, содержание которых соответствует запросам любителей астрономии. К ним и относится АК, который изначально создавался в первую очередь как ежегодник для любителей астрономии .

По воспоминаниям первого редактора АК С.В. Щербакова можно подробно проследить все этапы рождения АК от появления самой идеи издания до выхода его первого выпуска .

В 1888 г. в Нижнем Новгороде появилась научное общество, Нижегородский кружок любителей физики и астрономии (НКЛФА), ставшее первым в России и вторым в мире (после Французского астрономического общества К. Фламмариона) объединением астрономов, как любителей, так и тех, кто профессионально занимается этой наукой. Одним из направлений деятельности НКЛФА с момента его возникновения являлось оповещение о предстоящих астрономических явлениях1. Вначале это делалось путем публикаций сообщений в местных газетах «Губернские ведомости» и «Волгарь» .

«Вскоре, однако, пришлось на деле убедиться, что газета, не дающая иллюстраций, неподходящий орган для той популяризации астрономии, какая интересует нас, - ощущалась необходимость хотя бы часть работы перенести на страницы иллюстративного журнала. И вот мы устраиваемся в журнале «Наука и жизнь», … издававшемся в Москве врачом М.Н. Голубовским», - вспоминает С.В. Щербаков2 .

Первое сообщение «Предстоящее противостояние Марса» было напечатано в июле 1892 г. (№ 29), а с ноября в журнале был создан постоянный раздел «Краткие астрономические вести», просуществовавший до 1894 г. Большую помощь в подготовке «Вестей» оказывал иногородний член НКЛФА известный астроном К.Д. Покровский .

С 1893 г. журнал стал постоянно запаздывать с выпуском, и «Вести» стали выходить с месячным опозданием. Это вынудило правление НКЛФА переместить их издание в другой журнал - «Научное обозрение», который издавался в С.-Петербурге М.М. Филипповым .

Для того чтобы избежать возможных задержек в публикации «астрономических вестей», связанных с необходимостью пересылки корректуры из Петербурга в Нижний Новгород, в результате переписки С.В. Щербакова с М.М. Филипповым возник проект опубликовать справочные сведения по астрономии сразу на весь год в одной книжке. Эту книжку под названием «Астрономический календарь» планировалось издать в качестве приложения к «Научному обозрению» .

В предисловии к первому изданию АК отмечено: «Астрономический календарь, составленный при обществе «Нижегородский кружок любителей физики и астрономии» … имеет своей задачей дать краткое руководство к наблюдениям на 1895 г. для обширного круга любителей Астрономии… Издание календаря является первым опытом в России .

Поэтому, не ограничиваясь простым определением встречающихся терминов и кратким описанием предметов наблюдения, составители календаря сочли необходимым приложить в конце ряд связных статей и очерков, вводящих читателей в круг тех понятий, сознательное усвоение которых существенно необходимо для каждого начинающего наблюдателя» .

Материалы для АК на 1895 г. были подготовлены членами НКЛФА И.И. Шенроком, Е.А. Андросовым, М.А. Касаткиным, А.А. Михайловым, К.Д. Покровским, С.В. Щербаковым. В содержании календаря помимо астрономических сведений на каждый месяц имелись данные постоянного характера и практический отдел (астрономические трубы, приемы наблюдений, ориентировка на небе), а также список литературы для любителя астрономии .

По оценке С.В. Щербакова первое издание АК оказалось неудачным. Несмотря на то, что сам Щербаков провел все рождественские каникулы в Петербурге, наблюдая за набором и занимаясь корректурой, календарь не попал к новогоднему выпуску журнала, как это предполагалось, и был получен только в начале февраля .

В текстах и таблицах календаря оказалось такое количество опечаток, что правление НКЛФА даже сделало попытку приостановить распространение календаря подписчикам3 .

Однако на собрании НКЛФА 20.03.1895 г. при обсуждении вопроса «О русском астрономическом календаре» было решено продолжить издание календаря, для этого «войти в согласие по изданию Р.А.К. с одной из известных фирм, или же издать календарь на собственные средства, с каковою целью открыть между членами подписку»4 .

Астрономический календарь на 2004 г .

Русский астрономический календарь на 1919 г .

В архивах НКЛФА сохранилась переписка С.В.Щербакова с М.М. Филипповым, из которой следует, что неудача с календарем была неожиданностью и для самого Филиппова Причиной низкого качества набора явилась, скорее всего, спешка и работа в предпраздничные дни .

Шестой отчет НКЛФА. - Н. Новгород, 1897 г .

Для подготовки материалов календаря при кружке было сформировано вычислительное бюро под руководством И.И. Шенрока. Рисунок для обложки был заказан нижегородскому художнику В.А. Ликину, изобразившему на нем музу астрономии Уранию на фоне звездного неба и планету Сатурн – эмблему НКЛФА. Для выбора формата календаря и расположения таблиц был пересмотрен целый ряд иностранных астрономических ежегодников. В качестве образца был выбран бельгийский ежегодник «Annuair», однако содержание эфемеридной части календаря определялось самостоятельно .

Первый и второй выпуски АК

Календарь на 1896 г. имел шесть отделов. Первый - содержал сведения на 1896 г. и «Справочник наблюдателя». В отличие от предыдущего издания, где все моменты астрономических явлений приводились для Пулковского меридиана, в АК на 1896 г. все моменты даются по Московскому времени, а восходы и заходы Солнца, Луны и планет - для трех городов: С.-Петербург, Москва и Екатеринодар. Остальные пять разделов содержали сведения постоянного характера, включая некоторые задачи практической и сферической астрономии. В качестве приложения к календарю была подготовлена подвижная карта звездного неба и карта затмения Солнца на 28 июля 1896 г .

Содержание календаря и расположение материала оказалось настолько удачным, что оставалось в том же виде до 1903 г. Издание АК на 1896 г. было передано московскому издателю К.И. Тихомирову, с которым было заключено соглашение на коммерческой основе .

Определилась и стоимость календаря (75 коп.) .

В издательстве Тихомирова было опубликовано три издания АК - с 1896 по 1898 гг .

Уже после первого издания календарь получил широкую известность и был рекомендован «…Ученым комитетом Министерства народного просвещения для фундаментальных и ученических библиотек старшего возраста средних учебных заведений», а также «…Главным Начальником военно-учебных заведений для приобретения в фундаментальные библиотеки Кадетских корпусов и Военных училищ»5 .

Однако когда оказалось, что календарь пользуется спросом, К.И. Тихомиров Астрономический календарь на 1898 г .

предложил новые условия, ущемляющие финансовые интересы НКЛФА (до этого весь доход от публикации рекламных объявлений в АК оставался у НКЛФА) .

Поэтому постановлением общего собрания НКЛФА от 24 марта 1898 г. было решено взять издание целиком на себя. Необходимые средства для этого готовы были представить некоторые члены кружка, а типография Г.Н. Казачкова на ул. Большая Покровская в доме Приспешникова предоставляла льготы по оплате бумаги и работ и не требовала никакой предоплаты6 .

Следует отметить, что до 1918 г. издание Русского астрономического календаря не встречало никаких денежных затруднений. Оно не только самоокупалось, но и позволило кружку поправить свое финансовое положение. Кроме того, помимо частных пожертвований на издание, кружок получил небольшую сумму (300 - 400 р.) от X, XI и XII съездов Естествоиспытателей и врачей, а также от Педагогических съездов. По словам С.В .

Щербакова: «Подобные знаки внимания съездов имели для нас и моральное значение как высококомпетентное признание заслуг издания»7 .

Но, пожалуй, самое высокое удовлетворение кружок получил в 1900 г., когда С.В .

Щербаков, поехавший в Париж на Всемирную выставку, представил там Русский астрономический календарь. Календарь был отмечен большой серебряной медалью!

Большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже

С.В. Щербаков оставался редактором АК до 1906 г., до своего отъезда из Нижнего Новгорода. Вспоминая об этом, он пишет: «Из 12 лет издания самым интересным периодом были первые 8-9 лет, когда круг сотрудников расширялся привлечением иногородних, когда стали сотрудничать и видные деятели науки и высшей школы; издание разрасталось и упрочивалось. В этот период и шум политической борьбы, разрешившийся потом первой революцией, еще не мешал планомерной работе, как это случилось несколько позднее»8 .

Действительно, состав сотрудников календаря постоянно рос и обновлялся. Так, за первое десятилетие издания он возрос с 6 до 22 человек. В него вошли (помимо указанных ранее) известные астрономы С.Н. Блажко, Р.Ф. Фогель, В.К. Цераский, С.П. Глазенап;

члены кружка В.В. Адрианов, П.А. Оленин, В.М. Воинов, И.А. Соколов, В.В. Мурашев, В.В .

Татаринов, М.Н. Алексеева, Н.Н. Алексеев, П.П. Горячий, В.Т. Ласицкий, Е.С .

Томешевич, Н.И. Тупылева, В.И. Ларионов .

Учитывая просьбы и пожелания подписчиков календаря, редколлегия расширяет раздел «Успехи астрономии», публикует статьи с изложением методов решения отдельных задач астрономии. Все это приводит к увеличению объема АК. Поэтому, начиная с АК на 1902 г .

календарь делится на два выпуска: Переменная часть, содержащая 1-й отдел и приложения, и Постоянную часть, содержащая со 2-го по 6-й отделы (т.е. описание Солнечной системы, объяснение терминов, инструкции к наблюдениям, практические задачи и т. д.) .

В этой типографии, менявшей лишь владельцев и название. Астрономический календарь печатался вплоть до 1918 г .

Русский астрономический календарь на 1919 г .

Постоянная часть АК. Первый и второй выпуски) В дальнейшем публикуется только переменная часть календаря. Постоянная же часть, превратившись фактически в самостоятельный справочник по астрономии, выходила в 1907 г. (2-е издание), 1912 г. (3-е издание), 1930 г. (4-е издание), 1962 г. (5-е издание), 1973 г. (6е издание); последнее, 7-е издание вышло в 1981 г .

Второе издание Постоянной части мало отличалось от первого. В нем была проведена некоторая перегруппировка материала и введена самостоятельная нумерация отделов .

Третье же издание было значительно переработано и дополнено, имело почти в два раза больший объем, содержало большое количество чертежей и рисунков .

Третье и четвертое издание постоянной части АК

Последнее издание Постоянной части, опубликованное непосредственно НКЛФА, вышло в 1930 г. под редакцией членов кружка М.А. Борчева и Г.Г. Горяинова. В его подготовке приняли участие М.А. Касаткин, А.В. Виноградов, Б.В. Кукаркин, B.C .

Лазаревский, М.Е. Набоков и Н.Д. Работнов .

Таким образом, можно отметить, что за первую четверть века своего существования Русский астрономический календарь получил широкую известность не только среди любителей астрономии, но и у профессиональных астрономов. Он был рекомендован в качестве учебного пособия средних, военных и технических учебных заведений, использовался штабом русской армии в период Русско-Японской войны .

Не имея в своем распоряжении больших средств, НКЛФА мог издавать книгу очень скромного вида (с 1903 г. изменился рисунок обложки, календарь приобрел более строгий внешний вид), тем не менее, популярность АК росла. Тираж 2200 экз. расходился практически полностью. В архивах НКЛФА имеются тысячи писем с заявками на календарь от организаций (в основном учебных заведений и книжных магазинов) и частных лиц самых различных слоев населения и самого различного уровня образования .

Общая редакция календаря осуществлялась до 1906 г. СВ. Щербаковым, с 1906 г. по 1912 г. В.В. Адриановым (ставшим председателем НКЛФА взамен уехавшего в г. Калугу С.В.Щербакова), с 1913 г. по 1917 г. - В.В. Татариновым, в 1918 г. - И.С. Костаревым .

Выпуск АК стал для НКЛФА тем основным делом, вокруг которого сплотился его коллектив. Следует учесть, что отсутствие в то время каких-либо вычислительных средств, заставляло начинать работу над очередным изданием календаря еще до того, как выйдет из печати предыдущее. Появление очередного выпуска АК в кружке отмечался как праздник .

Поэтому можно понять ту тревогу и растерянность, которую испытали сотрудники АК в период революций 1917 г. «Непомерно растущая дороговизна печатания календаря.. .

поставила перед Правлением грозный вопрос: печатать или нет 24 выпуск Календаря на 1918 г.», - говорилось в обращении правления НКЛФА «К читателям Русского астрономического календаря»9 .

Чтобы выпустить календарь на 1918 г., правление было вынуждено принять меры к уплотнению и сокращению печатного материала и тиража АК. Календарь на 1918 г .

содержал 127 страниц вместо 200. Помогли субсидия в 1500 руб. от Министерства народного просвещения, пожертвования от частных лиц, а также снижение процента комиссионных за продажу АК, на которое согласился книжный магазин Н.П. Карбасникова .

Еще больше проблем было с публикацией юбилейного 25-го издания календаря. Тем не менее, АК на 1919 г. удалось издать, и 18 мая 1919 г. состоялось торжественное заседание НКЛФА в честь 25-го выпуска Русского астрономического календаря. К сожалению, с этого момента начался тяжелый период в жизни НКЛФА .

25-й выпуск АК Русский астрономический календарь на 1918 г .

Уже 22 мая 1919 г. было реквизировано помещение кружка. Всю вычислительную работу по календарю приходилось делать дома. Деньги на издание, обещанные научным отделом Наркомпроса, получены не были. Отсутствовали заграничные ежегодники, служившие источником данных для АК .

«В конце 1919 года для нас стало очевидным, что денег мы не получим. Я думаю, что нетрудно представить себе то состояние духа, в котором находились старые работники Кружка,... у нас было такое настроение, как будто мы похоронили своего дорогого товарища. Вы только подумайте, что ежегодно мы были заняты одной определенной работой, в этом же году мы работали над составлением календаря, и вдруг в декабре месяце у нас нет обычной маленькой серенькой книжки, и надежды на появление этой книжки тоже нет. Это для нас был сильный удар... Дело доходило до того, что мы, старые работники, при встречах друг с другом говорили о чем угодно, о картофеле, дровах и т.д., а о календаре мы молчали, нам было неловко, нам было как-то грустно говорить, хотя душа об этом болела и даже очень. Эти события сделали то, что жизнь нашего Кружка, если не умерла, то почти остановилась...» - писал секретарь НКЛФА Г.Г .

Горяинов10 .

Указанные трудности вынудили приостановить издание АК. Поэтому не вышли в свет календари на 1920, 1921, 1922 годы .

В 1922 г. ситуация изменилась в лучшую сторону. Кружок получил возможность занять свое помещение. Сотрудник Нижегородской радиолаборатории профессор В.П. Вологдин, вернувшись из заграничной командировки, привез Astr. Jahrbuch на 1923 г. III Всероссийский съезд Ассоциации Физиков, проходивший в сентябре 1922 г. в Нижнем Новгороде, а еще ранее I съезд любителей мироведения и II съезд ВАС11 в своих резолюциях отметили необходимость публикации АК. Было получено извещение от Главнауки за № 6027: «Редакционная Коллегия научной литературы при Академическом Центре Н.К.П., рассмотрев Ваше ходатайство об издании Рус. Астр. Календаря, постановила: признать печатание этого Календаря - его постоянной и переменной части - крайне важным»12 .

После обращения кружка в различные инстанции удалось уговорить Губернский отдел народного образования взять часть расходов по изданию на себя. Бумагу для календаря предоставила Нижегородская радиолаборатория. Заказ разместили в типографии «Нижполиграфа» на ул. Варварке13, согласившейся выполнить заказ без предоплаты .

Выкупить заказ у типографии согласился Нижегородский отдел Госиздата (зав. Савельев) .

В результате удалось не только выпустить АК на 1923 г. и 2-е издание звездной карты, но и начать работу по публикации постоянной части календаря .

АК на 1923 г. был выпущен под редакцией Г.Г. Горяинова и И.С. Костарева .

Подготовка материалов осуществлялась СВ. Натансоном, B.C. Лазаревским, Л.И .

Цеханович, М.Е. Набоковым и др. В «Приложении» были опубликованы статьи Г.А. Тихова, К.Л. Баева, Н.М. Ляпина. К сожалению, не смог прислать свою обычную статью об успехах астрономии К.Д. Покровский. Содержание таблиц АК и их расположение было несколько изменено14 по сравнению с предыдущими изданиями и практически приобрело современный вид. С выпуском XXVI издание календаря продолжилось и не прерывалось до сих пор .

С 1923 по 1937 гг. редактором календаря являлся Г.Г. Горяинов. Достаточно посмотреть выпуски календаря за этот период, чтобы убедиться, что постоянно совершенствовалось содержание календаря, менялся стиль и число статей в приложениях, в соответствии с изменениями требований читателей. Появились статьи зарубежных авторов из МаунтВилсоновской, Гарвардской, Лундской и ряда других обсерваторий .

Труды I Всероссийского съезда любителей мироведения. - С.-Петербург, 1921 г .

ВАС - Всероссийский астрономический союз - был образован в 1917 г Русский астрономический календарь на 1923 г В этой типографии календарь печатался вплоть до 1951 г .

В частности, все моменты в статье приводятся по Гринвичскому времени В отзыве Государственного ученого совета от 16 марта 1925 г. говорится: «В течение уже 28 лет Календарь является незаменимым пособием для русских наблюдателей и школ. Можно с уверенностью сказать, что издание много способствовало развитию русской науки. Научность календаря обеспечивается составом его сотрудников. Ввиду широкого интереса трудовых масс к астрономии, потребностей школы, а также кадров любителей необходимо издание календаря обеспечить средствами, субсидируя его в достаточной мере»15 .

АК 1923 и 1924 гг .

Начиная с АК на 1931 г. календарь издается НКЛФА совместно с Нижегородским краевым издательством. А позднее, в связи с переименованием Нижнего Новгорода в Горький (1932 г.) и преобразованием НКЛФА в Горьковское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества издание полностью переходит к Горьковскому областному издательству. В 1935 г. из названия календаря убирается слово «Русский», и он приобретает свое современное название «Астрономический календарь». В связи со смертью Г.Г. Горяинова в 1937 г., редакторами АК становятся М.А. Борчев и А.В. Виноградов .

Русский астрономический календарь на 1933 г .

После ареста М.А. Борчева, последовавшего в 1938 г., редактором АК становится профессор К.К. Дубровский. На долю Дубровского, возглавившего с 1937 г. Горьковское астрономо-геодезическое общество (ГАГО), выпал нелегкий труд быть редактором АК в военные и первые послевоенные годы. Учитывая просьбы о присылке календаря из различных частей Красной армии, как от командного состава, так и рядовых бойцов, он вводит в отделе эфемерид АК подробные объяснения к употреблению таблиц, а также публикует из номера в номер различные номограммы, позволяющие графически решать многие астрономические задачи .

Так как в военные годы многие члены ГАГО находились на фронте (например B.C .

Лазаревский и С.Н. Паршин), то к работе по подготовке материалов календаря привлекались студенты Горьковского университета. Большую помощь в этот период оказали A.M. Гжицкий и И.Д. Жонголович (сотрудники Астрономического института АН СССР), снабжая редколлегию материалами из «Астрономического Ежегодника». Свои статьи для приложений АК присылали А.А. Михайлов, Д.Я. Мартынов, Н.Н. Парийский, В.В .

Шаронов, Н.А. Сытинская и другие .

В 1947 г., отмечая выход 50-го издания АК и указывая на «выдающуюся роль и исключительную энергию и инициативу К.К. Дубровского как редактора Календаря», ЦС ВАГО признает дело ежегодных выпусков календаря «весьма важным для подготовки астрономических кадров нашего социалистического отечества»16 .

В конце 40-х и начале 50-х годов К.К. Дубровский, увлекшись идеей создания в Горьком широтной станции, стал уделять меньше времени календарю. Это отрицательным образом сказалось на его издании. Резко упал тираж - до 1500 экз. Кроме того, Горьковское областное издательство не обеспечивало своевременного выхода АК в свет. К этому времени в связи с возросшей активностью деятельности ВАГО потребность в АК резко возросла. Поэтому ЦС ВАГО принял решение о переносе издания в Москву и заключил договор с Государственным издательством технико-теоретической литературы «Гостехиздат»17. Выпуск АК на 1952 г. был осуществлен уже в Москве .

Астрономический календарь на 1948 г .

В дальнейшем Государственное издательство физико-математической литературы (Физматгиз), Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука»

Так закончился первый Нижегородский период в истории Астрономического календаря .

К.К. Дубровский оставался редактором АК до 1953 г. «В целях дальнейшего улучшения содержания календаря» ЦС ВАГО 26 марта 1953 г. образовал редакционную коллегию в составе: П.И. Бакулин (отв. редактор), К.К. Дубровский (зам. отв. ред.), А.Г. Масевич, П.П. Паренаго, П.И. Попов18 .

В 1956 г. в связи со смертью К.К. Дубровского в редколлегию входит С.Г. Кулагин (секретарь, а затем председатель Горьковского отделения ВАГО), с 1959 г. - М.М. Дагаев, а в 1960 г. - Н.Е. Курочкин. В 1966 г. вместо А.Г. Масевич в состав редколлегии входит профессор В.В. Радзиевский, а в 1974 г. она дополняется Ю.Н. Ефремовым и (1975 г.) А.В .

Бугаевским и Н.Б. Перовой. В этом составе редколлегия работала до 1980 г., когда в связи со смертью П.И. Бакулина ответственным редактором становится М.М. Дагаев. Он возглавляет редколлегию вплоть до 1987 г. В этот период (1985 г.) в состав редколлегии входят Э.В. Кононович и В.М. Чаругин. В 1987 г. ответственным редактором АК назначается Д.Н. Пономарев19 .

АК 1972 и 1986 гг .

В течение всего «московского» периода структура календаря сохранялась в традиционном стиле, но постоянно вносились небольшие изменения и дополнения. Стали более подробными эфемериды и описания к ним, появились (с 1959 г.) обзоры по космическим исследованиям и хронология запусков искусственных небесных тел. В Приложениях АК продолжали печататься статьи научно-исследовательского характера, обзоры, хронологии, инструкции для наблюдений астрономических явлений. С 1989 г. введены таблицы «средние места звезд». В лучшую сторону изменился и внешний вид календаря .

Астрономический календарь становится серьезным научным изданием. Растет круг его читателей не только среди любителей астрономии, но и профессионалов .

Сформировался авторский коллектив эфемеридной части календаря, и хотя он постоянно обновлялся, соблюдался принцип преемственности работы. Традиционно почти Астрономический календарь на 1954 г Автор этой статьи состоит в редакционной коллегии АК с 1990 г .

половину авторского коллектива составляли члены Нижегородского кружка любителей физики и астрономии. Некоторые из них много лет сотрудничали с редколлегией АК (Е.Г .

Демидович, С.М. Пономарев и др.) .

Авторами статей в Приложениях АК были многие известные астрономы. Выше уже упоминались некоторые имена, к ним можно добавить Б.В. Кукаркина, И.С. Астаповича, Л.А. Кулика, Э.Р. Мустеля, А.Б. Северного, С.А. Каплана, В.В. Федынского, Ю.Н .

Липского, В.В. Подобеда, Б.А. Воронцова-Вельяминова, В.П. Щеглова, Р.С. Гневышевой, В.В. Бронштэна, A.M. Черепащука, К.И. Чурюмова, А.В. Засова, Ф.Ю. Зигеля, П.Г .

Куликовского, Л.В. Ксанфомалити, СИ. Селешникова, К.А. Порцевского, Ф. Хойла, А .

Сендиджа и др. Кроме того, нельзя не упомянуть Ю.Г. Переля и А.И. Еремееву, ведущих на протяжении ряда лет раздел «Памятные даты»20. С момента издания АК в Москве и до 1993 г. тираж календаря возрастал и достиг в 1988 г. 80 000 экз 21 .

К сожалению в 90-е годы XX века ситуация изменилась в худшую сторону. Период, получивший название «перестройка», приведший к распаду СССР и целому ряду экономических проблем, оказался очень сложным для научных обществ России, в том числе и для Астрономо-геодезического общества. Прекратили существование многие его отделения. Другие, в том числе и Нижегородское отделение, получили юридическую самостоятельность22. Все это привело к тому, что в 2001 г. общественная организация, объединявшая астрономов и геодезистов (как профессионалов, так и любителей) в масштабах целой страны, прекратила свое существование .

Для Астрономического календаря это был период тяжелых испытаний. Издательство «Наука» стало испытывать серьезные финансовые затруднения, что привело в итоге к его реорганизации. Все сложнее становился поиск средств для издания АК. Резко упал его тираж (с 80 тыс. в 1988 г. до 10 тыс. в 1993 г.). К середине 90-х годов выпуск календаря стал постоянно задерживаться .

Автор данной статьи, будучи членом реакционной коллегии АК, неоднократно предлагал изменить подход к изданию ежегодника. В частности, предлагалось сменить издательство и привлечь средства меценатов. Однако эти предложения были отклонены ответственным редактором Д.Н. Пономаревым. В конце 1994 г., когда стало ясно, что очередное - юбилейное издание АК на 1995 г. - находится под угрозой, автором было предложено издать календарь в Нижнем Новгороде. Финансировать это издание были готовы Нижегородская ярмарка и Нижегородский планетарий. Однако и на этот раз согласие не было получено .

На внеочередном заседании правления НКЛФА было принято решение срочно подготовить силами нижегородцев альтернативное издание АК. Был сформирован авторский коллектив. В него вошли: А.В. Артемьев, С.П. Золина, С.М. Пономарев, И.В .

Пономарева, А.П. Порошин, А.М. Шутов. Эфемеридная часть АК была подготовлена на основе электронной версии Астрономического ежегодника, полученного от Института теоретической астрономии РАН. Данные по периодическим кометам были представлены К.И. Чурюмовым (Киев). Материалы по метеорным потокам подготовили А.И. Гришенюк, А.С. Левина, В.В. Мартыненко (Симферополь). Была разработана новая структура календаря, значительно отличающаяся от той, что была в московском издании .

Новое издание АК было ориентировано в первую очередь на любителей астрономии и преподавателей. Для удобства пользования все материалы эфемеридной части были разбиты по месяцам. Каждый месяц начинался с описания основных астрономических явлений и заканчивался картами участков звездного неба, видимых на широте 560 в полночь .

Учитывая, что с момента последнего издания постоянной части АК прошло 14 лет, было решено включить в календарь и сведения постоянного характера. Кроме того, календарь содержал иллюстрации в виде фрагментов карт атласа звездного неба Я. Гевелия. Ввиду К сожалению, объем статьи не позволяет опубликовать полный список авторов АК Рекордным тиражом в 120 тыс. вышел АК на 1983 г .

Подробнее об этом в АК 2004 спешности подготовки издания, в АК на 1995 г. не были включены приложения и статьи .

Поэтому объем календаря составил всего 150 страниц .

Первые выпуски АК, вновь издаваемого в Нижнем Новгороде

Московское издание АК 1995 с некоторым опозданием, но все же увидело свет .

Однако, уже в 1996 г. нижегородский АК оказался единственным изданием не только в России, но и для большинства стран СНГ. Впервые Астрономический календарь был издан в полноцветной обложке, на которой было помещено изображение одного из первых АК 1896 г. Так начинался второй нижегородский период в издании АК .

Казалось бы, инициатива НКЛФА, в очередной раз продемонстрировавшего астрономическому сообществу свои возможности, должна была встретить одобрение и поддержку со стороны, в первую очередь, московских коллег. Однако реакция оказалась совершенно противоположной. В то время как редколлегия нижегородского издания АК была буквально «завалена» заявками на его очередной выпуск, пожалуй, единственной «положительной» реакцией москвичей явилась заметка в одном из номеров журнала «Звездочет», который только что начал издаваться. В этой небольшой заметке с нескрываемой иронией говорилось о появлении «нового» астрономического календаря, представлявшего, по мнению автора, урезанную копию московского издания (?!)23 .

К 1997 г. НКЛФА совместно с кафедрой астрономии Нижегородского государственного педагогического университета и Нижегородским планетарием выпустил очередное издание календаря. Оформление и содержание календаря оказалось очень удачным. Был значительно увеличен объем постоянной части, появился раздел приложений с новостями и памятными датами астрономии и космонавтики. АК быстро разошелся по подписчикам и, что не маловажно, принес НКЛФА небольшие средства, дающие возможность дальнейшего финансирования следующих изданий24 .

Весьма любопытной оказалась реакция правления АГО и редколлегии московского издания на успех нижегородского АК. На одном из заседаний, где обсуждалась Причина иронического тона заметки впоследствии стала понятна. Через два года редколлегия журнала «Звездочет» стала издавать свой астрономический календарь, без особого стеснения присвоив ему то же название и не потрудившись даже изменить его структуру .

Средства на издания 1996 и 1997 гг. были получены от спонсоров: Финогеева Д.Г., Кравченко С.М .

сложившаяся ситуация с изданием АК, основными виновникам задержки выпуска календаря были названы нижегородцы (!), которые якобы присылали материалы с большим опозданием и большим количеством ошибок. В результате был назначен новый редактор АК

- А.П. Гуляев, а все нижегородцы из состава редколлегии и из числа авторов были исключены! Очередной 100-й выпуск московского издания АК впервые вышел без участия Нижнего Новгорода. Оценить это иначе, нежели как наказание за инициативу, просто нельзя! Кстати сказать, об этом решении нижегородцы даже не были извещены .

К сожалению, на этом сюрпризы не закончились. Нижегородскую редколлегию АК поджидали еще две неприятности. После того, как был подготовлен к печати АК на 1998 г .

частный издатель, у которого печатались предыдущие выпуски календаря, неожиданно скрылся вместе со всеми материалами и деньгами, которые уже были внесены за издание .

Редакционной коллегии пришлось потратить немало усилий, чтобы восстановить оригиналмакет, найти средства для публикации календаря и новое издательство. В результате время было потеряно, АК 1998 вышел с большим опозданием, очень малым тиражом и без постоянной части. При этом пострадали и уже налаженные связи с подписчиками. Второй крупной неприятностью оказались события августа 1998 г., связанные с дефолтом национальной валюты. Все средства, собранные на очередное издание АК превратились в ничто. АК на 1999 г. удалось выпустить только благодаря помощи руководства Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ), в издательстве которого календарь был отпечатан. Как и в предыдущем издании в АК 1999 не было постоянной части. Пришлось также отказаться и от полноцветной обложки .

Учитывая сложившуюся ситуацию, редколлегия АК приложило все усилия к тому, чтобы как-то исправить положение. К счастью удалось заручиться финансовой поддержкой ЗАО «Нижегородские информационные сети», НГПУ и Нижегородского планетария .

Небольшая финансовая помощь была получена от Евроазийского астрономического общества. Свои статьи для раздела приложений прислали А.В. Засов и Г.А. Полтавец (Москва). Удалось собрать достаточно большое количество предварительных заявок на АК

2000. Результат превзошел все ожидания. Календарь вышел на хорошей бумаге в прекрасной полноцветной обложке. Правление НКЛФА установило стоимость календаря ниже его себестоимости с тем расчетом, чтобы он был доступен любителям астрономии с невысоким уровнем достатка .

В дальнейшем практика привлечения спонсорских средств на издание АК была продолжена. Календари на последующие годы выходили как издания со сложившейся структурой интересным содержанием в красочной обложке25. Авторский коллектив календаря пополнился молодыми сотрудниками: А.К. Киселевым, Л.Н. Пичугиной, М.Ю .

Ховричевым, М.Л. Ховричевой (ныне сотрудниками Пулковской обсерватории) и др .

Расширился и круг читателей. В настоящее время среди подписчиков на АК есть граждане Украины, Грузии, Молдовы и многих городов Росси .

Астрономический календарь очень изменился, по сравнению с его предыдущими выпусками. Однако традиции, заложенные его первыми авторами – членами НКЛФА продолжают бережно храниться .

Смотри рисунки к статье Московское издание АК (собственно, с 2002 г. оно перестало быть московским, а стало петербуржским) также продолжало выходить. За прошедшее время в нем сменилось три редактора. После смерти А.П. Гуляева, редколлегию возглавил К.В. Куимов. После передачи издания в С.-Петербург его редактором стал В.К. Абалакин, а с 2004 г. – И.И. Канаев .

Таким образом, в России стали выходить два самостоятельных издания АК26. Оба они берут свое начало от Русского астрономического календаря НКЛФА, продолжая его более чем вековую историю. Казалось бы, этому обстоятельству можно только радоваться. Ведь цель обоих изданий – обеспечить необходимыми данными в первую очередь любителей астрономии. А взаимная поддержка, несомненно, могла бы помочь наиболее эффективному достижению данной цели, особенно в условиях развала существовавшей в советские времена отлаженной системы издательства и распространения печатной продукции .

Кстати сказать, в начале XX в. в Росси также выходило несколько изданий астрономических календарей. Кроме НКЛФА свой календарь издавало Русское астрономическое общество, Московское общество любителей астрономии, Одесская астрономическая обсерватория и др27. Во времена СССР свой АК издавала Латвия .

Однако, как показала практика, инициатива нижегородцев, возобновивших выпуск АК, вызвала негативную реакцию коллег из столичного издания. Так, в московском издании АК на 1998 г. было отмечено, что появившийся «новый» календарь ни в коем случае не стоит путать с «настоящим»(!?). О том, что АК начал выходить именно в Нижнем Новгороде, было как-то забыто. По-счастью забыто не совсем. В статье С.С. Смирнова «На волжских и невских берегах» в первом петербуржском издании АК на 2002 отмечается, что календарь издавался в Нижнем Новгороде – Горьком более полувека28. Кроме того, АК продолжает украшать гордая надпись: «Основан в 1895 г. Нижегородским кружком любителей физики и астрономии» .

В конце 90-х годов 20 века их было даже три. Несколько лет издательство журнала «Звездочет» выпускало небольшим тиражом свой календарь .

Одесская обсерватория в настоящее время снова возобновила выпуск АК Если быть более точным, то, включая современные выпуски, АК издается в Нижнем Новгороде 66 лет .

Обложки выпусков АК 2006 – 2011 гг .

В 2012 г. по независящим от авторов обстоятельствам АК на очередной год издать не удалось. Выпуск календаря был прерван и возобновился в 2017 г .

Решение о возобновлении его выпуска принято благодаря инициативе ректора Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Чупрунова Евгения Владимировича. С данного момента календарь издается за средства университета и на его базе. По-прежнему в его издании принимают участие члены Нижегородского кружка любителей физики и астрономии и сотрудники Нижегородского планетария.

«Мортеза Шахриар Амир Теймури соискатель Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан г. Душанбе, Республика Таджикистан СВЕДЕНИЕ О ТРАКТАТЕ "ДЖАХАКУША-И ХАКАН" Аннотация: "Джаханкушаи хакан" или "История шах Исмаила" является одним из важных источник...»