«ГЕНЕТИКА ГУППИ тема номера ГЕНЕТИКА ОКРАСА ГУППИ бесплатное приложение к сайту genetika - guppy. my1. ru Над номером работали: к.б.н. С.А. Апрятин, В.В. Сторожев Фотографии: В.В. ...»

1/2009

ГЕНЕТИКА

В.В. Сторожев, С.А. Апрятин

Новое понимание генетики окрасов гуппи…4

СЕЛЕКЦИЯ

В.В. Сторожев, С.А. Апрятин Как грамотно вести селекцию гуппи по окрасу (узору)?...9

ПОРОДЫ И СЕЛЕКЦИОННЫЕ ЛИНИИ

В.В. Сторожев Гольфстрим…11

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

С.А. Апрятин Основные понятия и термины общей генетики (часть 1)…13 НАУКА С.А. Апрятин Биология пигментов и пигментных клеток гуппи…14

ДРУГИЕ ЖИВОРОДЯЩИЕ

В.В. Сторожев, С.А. Апрятин Микропецилии…15 Любая публикация материалов журнала осуществляется только с письменного разрешения редакции .

Слово редакции Уважаемые друзья!

Мы рады предложить Вашему вниманию первый отечественный журнал «Генетика гуппи», посвященный генетике и селекции замечательной аквариумной рыбки гуппи (Poecilia reticulata Peters 1859), а также других живородящих карпозубых аквариумных рыб – меченосцев, пецилий, моллинезий и др .

Журнал «Генетика гуппи» выходит 6 раз в год, является бесплатным приложением к сайту genetika-guppy.my1.ru и имеет печатную и электронную версии .

Сайт genetika-guppy.my1.ru и журнал «Генетика гуппи»

созданы для аквариумистов, увлекающихся селекцией и генетикой гуппи (.Poecilia reticulata, Peters 1859.), а также других живородящих карпозубых аквариумных рыб. Тематика как сайта, так и журнала узко специфична и не имеет аналогов, как в нашей стране, так и в мире, поскольку является первой общедоступной базой данных (а также учебным пособием) по генетике и селекции гуппи и других аквариумных рыб .

С удовольствием приглашаем к сотрудничеству всех аквариумистов, увлеченных генетикой и селекцией аквариумных рыб. Присылайте свои статьи, фотографии и другие материалы, делитесь друг с другом своим опытом и знаниями .

Давайте сохраним и приумножим опыт отечественной генетики и селекции аквариумных рыб вместе!

С уважением, Владимир Сторожев и Сергей Апрятин .

ГЕНЕТИКА

В.В. Сторожев, С.А. Апрятин Новое понимание генетики окраса гуппи .

Селекция окрасов гуппи в нашей стране и за рубежом на всем своем протяжении имела большие отличия. Западные аквариумисты использовали в основном анализ межпородных скрещиваний с последующим отбором наиболее интересных особей на племя. Отечественные гуппиводы использовали не только отбор по внешним признакам, но также знания по генетике фоновых окрасов. Селекционеры из Азии пошли дальше в этом вопросе, и для создания многих пород гуппи, вместе со знаниями генетики фоновых окрасов, использовали гены альбинизма и другие интересные мутации. При этом все селекционеры старались использовать в селекции признаки, сцепленные с полом, и эта методика, до сегодняшнего дня, была одним из основных общепонятных направлений в селекции гуппи .

Однако до настоящего времени ни один селекционер, занимающийся созданием новой породы или селекционной линии гуппи, не мог быть уверенным в результате. При этом для получения этого результата требовалось достаточно большое время, часто несколько лет .

В этой статье мы хотим представить вам совершенно новую концепцию генетики окрасов у гуппи. Она имеет достаточно простой и одновременно проверенный на практике алгоритм, используя который, селекционер получает мощный инструмент для решения практически любых задач в селекции цвета гуппи – причем ожидаемый результат достигается уже в первом или втором поколениях. Далее полученная рыба будет гомозиготна по изучаемым признакам изначально в селекции (если использовались гомозиготные производители), и все интересующие селекционера признаки окраса будут передаваться последующим поколениям .

В чем же суть новой концепции генетики окрасов гуппи?

Ранее считалось, что гены фоновых и покровных окрасов определяют общий окрас у гуппи. Новая философия фоновых окрасов, не перечеркивая уже сложившийся взгляд на этот вопрос, дополняет его достаточно простой и одновременно совершенно новой идеей - аутосомные гены фоновых окрасов ("гены синтеза пигментов") являются основными "действующими лицами", определяющие цвет в фенотипе, а для генов, определяющих рисунок (расположенных как в аутосомах, так и в половых хромосомах) - они являются регуляторными. Например, если есть доминантный аллель красного пигмента и есть ген (аллель), расположения этих пятен на корпусе рыбы, то в фенотипе будет красное пятно. А если хотя бы одно из них нет – красного пятна не будет (см. рис. 1) .

MM GG EE Xx Рис. 1. Пример расщеплений в F2 и генотипы фонового окраса гуппи. На каждой из фотографий представлены родные братья .

Рис. 2. Примеры 16-ти базовых фенотипов окраса гуппи (буквами записаны генотипы) .

Также необходимо сказать пару слов о так называемых надпокровных окрасах (перламутр и неон) и альбиносах. Эти признаки кодируются определенными генами, которые не относятся ни к фоновым, ни к покровным окрасам, наследуются независимо от остальных генов, определяющих окрас гуппи, и по этой причине будут разобраны в отдельной статье .

На последней обложке этого номера представлена Таблица 1, в которой, на основе многолетнего опыта селекции гуппи, наглядно показана корреляция между кол-вом пигментных клеток, размером пигментных гранул в этих клетках и количеством рецессивных и доминантных аллелей генов окраски в генотипе .

ОБОЗНАЧЕНИЯ АЛЛЕЛЕЙ ГЕНОВ ФОНОВОЙ:

ДОМИНАНТНЫЕ АЛЛЕЛИ:

M - наличие меланина (черный пигмент) G - наличие гуанина (условно синий пигмент) E - наличие астаксантина и др. каротиноидов (красный пигмент) Х - наличие лютеина (желтый пимент)

РЕЦЕССИВНЫЕ АЛЛЕЛИ:

m - отсутствие или резкое уменьшение кол-ва меланина (черный пигмент) g - отсутствие или резкое уменьшение кол-ва гуанина (условно синий пигмент) e - отсутствие или резкое уменьшение кол-ва астаксантина и др .

каротиноидов (красный пигмент) x - отсутствие или резкое уменьшение кол-ва лютеина (желтый пимент)

Здесь можно выделить ДВА ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА:

1. Рецессивные аллели каждого гена окраски уменьшают размер пигментных гранул, которые кодируются образованием этих же генов, и в фенотипе окрас практически не проявляется .

Т.е. если генотип, например, mm GG EE XX, то уменьшаются размеры гранул меланина в меланофорах и рыба не имеет черного и серого в любом окрасе - как покровном, так и фоновом. Оттенок скорее похож на дымчатый .

2. Чем больше рецессивных аллелей генов окраски в генотипе, тем меньше кол-во всех пигментных клеток .

Таким образом, соотношение доминантных и рецессивных аллелей 4-х генов приводит к появлению всех возможных фенотипов в фоновом и покровном окрасах .

На рис.2 показаны примеры 16 базовых фенотипов окраса гуппи. Используя этот рисунок вы можете определить генотип своих гуппи и планировать свою селекционную работу, связанную с окрасами .

Теперь для наглядности и лучшего понимания материала перейдем к примерам из практической селекции гуппи. Самый простой пример - вы можете иметь три разных породы – например, желтохвостых, краснохвостых и синехвостых гуппи и скрещивать их между собой. Исходя из классических законов менделеевской генетики, во втором поколении возможно получить все эти породы обновлёнными (т.е. вы получите желтохвостых, краснохвостых и синехвостых гуппи, таким образом «обновив кровь» каждой из пород с помощью другой). Однако, практика отвергает эту гипотезу, учитывая, что гены окрасов имеют аутосомное наследование, на практике выясняется, что 100% рыб будет нести признак обоих родителей .

Таким образом, каждый окрас по сути доменантен и наличие этого окраса будет проявлятся при аутосомном варианте у всего потомства, а, например, в случае Х-У-сцепленности – только у половины .

Давайте разберем другой пример. Самка московской синей породы, скрещенная с самцом породы «гвоздика» (красно-черный хвост) дала потомство, которое 100% имело красный цвет в окрасе. После скрещивания самки из F1 с самцом московской синей породы. Во втором поколении (F2) все рыбы также имели красный цвет. Таким образом, происходит взаимодействие неалельных АУТОСОМНЫХ генов с генами, определяющими покровные окрасы .

В заключении хотелось бы привести еще один пример из практики. Тот, кто пробовал скрещивать рыбу с красным и синим хвостом и серой фоновой, знает, что всегда и во всех поколениях будет получать рыбу с обоими цветовыми признаками в хвосте и получить рыбу изначальных окрасов будет не возможно, какие бы кресты между этими породами в дальнейшем не производились бы

- это всё говорит о принадлежности этих окрасов именно к аутосомам, так как при Х-У-сцепленности расщепление по признакам цвета будет происходить .

Важно отметить, что гомозиготная особь по определенному окрасу (например, красному) будет отличаться от гетерозиготной окрас будет иметь разную насыщенность .

Таким образом, используя новую концепцию генетики окрасов у гуппи, селекционер получает мощный инструмент для решения любых селекционных задач, связанных с окрасами и узорами, экономится время и результат достигается уже в первом или втором поколениях .

Этот материал, безусловно, для многих аквариумистов покажется сложным. Поэтому, мы будем публиковать в каждом номере нашего журнала раздел «Генетический ликбез». Этот раздел посвящен изучению закономерностей наследования признаков у гуппи и других живородящих рыб и будет полезен не только аквариумистам, но и всем тем любителям животных и растений, кто хочет освоить методы селекции и понять общие генетические законы, т.е. любителям кошек, собак, птиц, комнатных и садово-огородных растений и т.п. Ведь генетика универсальна по отношению ко всем живым объектам. И как знать где в будущем могут пригодится полученные знания. Дерзайте…

СЕЛЕКЦИЯ

В.В. Сторожев, С.А.Апрятин Как грамотно вести селекцию гуппи по окрасу (узору)?

В это статье мы попытаемся в краткой форме описать как общие приемы селекции гуппи, так и методы селекции в отношении окраса .

В первую очередь необходимо определиться с генетикой рыбы. Подобрать хороших производителей не так просто. Для этого вы должны знать родословную рыб, посмотрев у заводчика, у которого вы будете брать материал для селекции, на однообразие поколений, т.е. гены, определяющие признаки, которые участвуют в селекции рыб, должны быть гомозиготными («чистыми») и не содержать примесей других пород .

Далее определяемся с тем, что мы хотим получить в результате селекционной работы. Для этого сначала необходимо прочитать и понять статью «Новое понимание генетики окраса гуппи» (см. стр. 4-9). Используя таблицу (см. последнюю страницу этого номера) вы можете отобрать необходимых гомозиготных производителей по нужному вам фенотипу .

После этого отбираем несколько пар производителей и сажаем самцов и самок вместе. Полученное потомство выращиваем и скрещиваем между собой или с одним из родителей (схемы скрещиваний и возможные направления в селекции гуппи будут напечатаны в одном из следующих номеров журнала) .

Далее важно отделить даже одновозрастных мальков разных пород друг от друга, поскольку они могут иметь различное время созревания, разная скорость роста, в каком возрасте оставить нужных и лучших - разные признаки проявляются при разном возрасте .

Еще один важный вопрос. В каком возрасте разделить потомство по первым половым признакам? У разных пород первые половые признаки молодых самцов в раннем возрасте проявляются по-разному. Так, удикарей – небольшие округлые пятна у красных и алых гуппи – это прежде всего покраснение хвоста, у «гвоздики» - белёсость в хвосте, у московских пород (например, московские сине-зеленые) - блеск по корпусу и т.п. .

Продолжение следует…

ПОРОДЫ И СЕЛЕКЦИОННЫЕ ЛИНИИ

В.В. Сторожев Гольфстрим .

Прародители селекционной линии «Гольфстрим» самка московских синих (1 - внизу) и самец перламутровых жёлтых гуппи (2) .

Аллель — одна из двух или более альтернативных вариантов одного гена .

Аллель доминантный — аллель, наличие которого проявляется в фенотипе .

Аллель рецессивный — аллель, фенотипически проявляющийся только в гомозиготном состоянии и маскирующийся в присутствии доминантного аллеля .

Аутосома — любая неполовая хромосома. У гуппи имеется 22 пары аутосом. (одинаковые по строению у самцов и самок) .

Взаимодействие генов — появление новых фенотипов вследствие взаимодействия аллелей различных генов .

Ген — последовательность нуклеотидов в ДНК, которая кодирует определённую РНК .

Гомозиготный организм — организм, имеющий две идентичные копии данного гена в гомологичных хромосомах .

Гетерозиготный организм — организм, имеющий две различные формы данного гена (разные аллели) в гомологичных хромосомах .

Гетерозис — преимущество гетерозигот по данному признаку над гомозиготами .

Генотип — вся генетическая информация организма .

Гомологичные хромосомы — пары хромосомы (одна от самца, другая от самки), одинаковые по набору составляющих их генов .

Инбридинг — близкородственное скрещивание .

Половые хромосомы — хромосомы, имеющие отличное строение у самцов и самок и определяющие пол у особей. У гуппи выделяют 2 типа половых хромосом – X и Y, причем у самок в генотипе насчитывают две X-хромосомы, а у самцов – одну Xхромосому и одну Y-хромосому .

Фенотип — внешнее проявление свойств организма (размер, форма, цвет, плодовитость и т.п.), зависящих от его генотипа и факторов окружающей среды .

X-Y-cцепленность — связь гена (признака) с половыми хромосомами .

PP. F1, F2... – родители, первое, второе поколения… НАУКА

В этой статье в виде кратких тезисов я хотел бы привести общие сведения о пигментах гуппи и типах клеток, в которых они находятся. Это поможет получить общее представление

Пигментные клетки и типы пигментов, расположенные в них:

Расположение пигментных клеток в коже:

меланофры - во всех слоях кожи, в основном в верхних .

эритрофоры и ксантофоры – в основном в средних слоях кожи и редко встречаются в верхних слоях .

гуанофоры – в нижем слое кожи или сразу под ним .

Форма пигментных клеток:

меланофоры и эритрофоры - звездчатая форма ксантофоры - округлая форма с амебовидными выростами гуанофоры - разнообразная форма .

ДРУГИЕ ЖИВОРОДЯЩИЕ

В.В. Сторожев, С.А. Апрятин Микропецилия пикта красная (Micropoecilia picta RED) .

Очень интересная и пока еще мало известная живородящая рыбка .

В одном из следующих номеров мы расскажем о ней подробнее .

Самка и самец (внизу) Micropoecilia picta RED .

Таблица 1. Взаимодействие генов фонового и покровного окрасов гуппи (Poecilia reticulata Peters 1859) .

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ" СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХИМИКО АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ...»